воскресенье, декабря 28, 2008

Фильм "Гибель империи. Византийский урок" вызвал бурю откликов

Россия должна знать, что Византия - наша праматерь. А потому правда о
величии и причинах упадка должна быть нам дана во всем объеме не только ради
любопытства. Ведь даже признанный знаток всемирной истории А. Тойнби прямо
признавал, что Россия чужда Западу не из-за мнимых экспансионистских
устремлений. "Русские навлекли на себя враждебное отношение Запада из-за своей
упрямой приверженности чуждой цивилизации, и вплоть до самой большевистской
революции 1917 года этой русской "варварской отметиной" была византийская
цивилизация восточно-православного христианства", - признает Тойнби, который и
опровергает "бытующее на Западе понятие, что Россия - агрессор".

Да, Византия была носителем цивилизации в то время, когда Европа пребывала
в культурной мгле. Но лишь в первую половину своего срока. За последние столетия
существования Византийской империи в Европе возникли "Песнь о Роланде" и Марко
Поло, Франциск Ассизский и Вестминстерское аббатство, трубадуры и Нотр-Дам,
Данте и Джотто, Ганзейский союз и Чосер, Гус и Брунеллески, Жанна д Арк и
Гутенберг. Речь - о колоссальной подвижности и многообразии.
"Финансовая
система не менялась тысячу лет", - с гордостью произносит ведущий. Да горечь
это, а не гордость. Европа на стыке Средневековья и Возрождения изобрела банки,
векселя, страхование, статистику, бухгалтерию. В Генуе XIII века можно было
застраховать жену от неудачных родов! А тут... "не менялась тысячу
лет".
Византия лелеяла сохранность формы. 153 главы (!) в "Книге церемоний
византийского двора": регламентировано все - вплоть до длины волос императора.
Страной правили не министры, а чиновники - евнухи: кастрация исключала
возможность наследственной власти.
Аверинцев пишет о византийской
"отрешенности от содержательной связи с историческим временем". Не в
историческом ли равнодушии к категории содержательности, в неспособности
соответствовать вызовам времени, то есть в византийском происхождении, истоки
той легкости, с которой пала другая христианская империя в 1917 году?
Под
этим углом ясно, что фильм архимандрита Тихона, с его упором на пагубность
перемен, восхвалением застылости и изоляционизма "своего пути", по сути
разоблачительный по отношению к Византии и (учитывая настойчивое подчеркивание
параллелей) антироссийский. Что ж это за народ, общество, страна, которые так
легко берутся "на испуг", на происки заграничных интриганов, на дешевку
"красивой жизни"? Такая империя точно ничего хорошего не заслуживает.

Комментариев нет: