/ Энциклопедия русской эмиграции / ЦЕТЛИН
Михаил Осипович (псевд. Амари, Мих. Ос.) (28.6.1882, Москва -
10.1 1.1945, Нью-Йорк) - поэт, прозаик, критик, редактор, издатель.Из богатой еврейской семьи чаеторговцев. Окончил московскую гимназию Ф.Клеймана. Из-за болезни (костный туберкулез) в университет не поступал, но получил хорошее домашнее образование; был человеком разносторонней культуры, владел основными европейскими языками.
Участвовал в революции 1905-7; член эсеровской партии, материально поддерживал ее и после того, как в 1908 отошел от политики, чтобы избежать ареста.
Преследовался как член редакционной комиссии издательства Молодая Россия, вынужден был в 1907 эмигрировать вместе с Марией Самойловной (урожд. Тумаркина, в 1 -м браке - Авксентьева), с которой в 1910 обвенчался во Франции, М.Цетлина активно поддерживала все начинания мужа. Супруги жили во Франции и Швейцарии, много путешествовали.
В первой книге Ц. Стихотворения (М., 1906), уничтоженной цензурой, содержались стихи революционно-гражданской направленности. Сборник Лирика (Париж, 1912) выдержан в традициях лирической поэзии XIX в, проникнут радостным волнением, ощущением счастья; о нем писали В.Брюсов, В.Ходасевич. В издательстве Зерна (которое Ц. субсидировал) в 1916 вышла книга Глухие слова (Стихи 1912-1913 гг.). В ней продолжалась тема любзи, пейзажная живопись словом, но вместе с этим нарастала тоска по родине, по Москве. В стихах (нередко подражательных) ощущается какая-то нерешительность, неуверенность в себе. Эти черты характера Ц. не раз отмечали его современники.Ц. понимал, что обладает скромным поэтическим дарованием; ориентировался на тютчевскую традицию. О себе писал-
...С одним я народом скорблю
(С ним связан я кровью);
Другой безнадежно люблю...
Печатал стихи в журналах Русская мысль, Новый журнал для всех, Современный мир, Вестник Европы, Заветы. Узнав о Февральской революции, возвратился на родину и около года прожил в Москве; печатался в газетах Черниговский край, Вольный Урал, в сборнике Весенний салон поэтов (М., 1918). Октябрьскую революцию не принял; осенью 1918 выехал вместе с семьей А.Толстого в Одессу, в 1919-за границу.
Обосновавшись в Париже, Цетлины жили на широкую ногу, в их литературном салоне могло быть одновременно до 100 человек, как это было на вечере в пользу И.Бунина, организованном Комитетом помощи русским писателям. Дочь Ц. Ангелина утверждала, что ее родители никогда не причисляли себя к белой эмиграции, оставаясь верными эсерам.
В своем салоне, наряду с писателями, они собирали политических деятелей - эсеров и кадетов.
Сборник стихов Прозрачные тени (Париж; М., 1920) тяготел по содержанию и стилистике к изысканности. Характерно своей нарочитой красивостью стихотворение Ожерелье
(Алмазы радости ... черные печали жемчужины ...осколки уничтоженных рубинов и т.п.),Стихотворение Возвращение выразило отношение Ц. к России-
...Я так стремился к тебе
и еле тебя узнаю-
Вдохновенную, мерзкую, злую,святую,
И, быть может, только не ту, не мою,
А другую, другую!
В 1923 Цетлины издали три номера альманаха Окно. Ц. бывал на воскресениях у Mережковских и на заседаниях Зеленой лампы. На первом собрании(5.2.19127) прочитал
доклад О литературной критике.
В беседе Русская интеллигенция как духовный орден (по поводу речи И.Фондаминского) говорил-
Пусть мы часть России, попавшая в трудное, трагическое положение. Но и
Советская Россия тоже находится в трагическом положении. Мы физически
лишены родины, почвы. Они лишены свободы... Кому хуже? Обоим... Будем
избегать греха гордыни, не будем думать, что мы соль земли. Нет, мы соль без
земли и все же есть в нас соленость, и мы не должны ее потерачивались порой
нетребовательностью.
Тем не менее о его вкусе свидетельствует публикация рассказов Бунина, романа Алданова
Истоки, произведений Зайцева, Набокова, Осоргина, Яновского, воспоминаний М.Чехова, М.Добужинского, А.Гречанинова, В.Ипатьева, Б.Бабкина, бывшего советского дипломата АБармина, И.Гессена. Среди авторов публицистического отдела были П.Милюков,
П.Сорокин, Г.Федотов, В.Войтинский, АКеренский, А.Гольденвейзер, В.Чернов, М.Вцшняк, Б.Николаевский, ГАронсон, ДДалин и др.
В последние годы жизни Ц. работал над книгой о символистах (многих из них он знал лично). Отрывки под названием Восьмидесятые годы публиковались в Новом журнале после смерти Ц. (1946, № 14). Умер Ц., редактируя 1 1 -и номер журнала.
М.Цетлина продолжала его издание, а затем предприняла издание журнала Опыты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий