воскресенье, декабря 28, 2008

Цетлины

Русское искусство в коллекции Марии и Михаила Цетлиныхhttp://old.tretyakov.ru/russian/exhibit/2003/tsetliny/В Москву из Рамат-Гана привезены по преимуществу графические произведения
Валентина Серова, Льва Бакста, Максимилиана Волошина, Наталии Гончаровой,
Михаила Ларионова, Дмитрия Стеллецкого.
Все работы были собраны супружеской
четой Цетлиных – издателей и общественных деятелей, стоявших у истоков
формирования культуры русского зарубежья.
Михаил Осипович Цетлин (1882–1945)
по материнской линии приходился внуком основателю крупной российской чаеторговой
фирмы «В. Высоцкий и сыновья», владевшей знаменитым магазином на Мясницкой
улице. Мария Самойловна (1882–1976) – дочь московского ювелира С.Г. Тумаркина.
Каждый из них получил широкое и разностороннее образование, а в юности они были
членами партии социал-революционеров (эсеров).

Одним из наиболее изысканных журналов русской эмиграции в послевоенном
периоде стали "Опыты". Г.Адамович считал журнал единственным изданием, которое
оказалось в состоянии поддержать самый высокий уровень интеллектуальной
культуры. Георгий Викторов говорил: "…я как-нибудь напишу о Серебряном Веке
<…> и кончу тем, что Серебряный Век длится только в "Опытах", больше
нигде. Может быть, это Марии Самойловне покажется доводом: ей, ей Серебряный век
обязан существованием!" (М.С.Цетлина была издательницей "Опытов").

При издании "Опытов" Мария Самойловна несла немалые убытки. Тем дороже ее вклад в культуру русской эмиграции.
Мне ни раз приходилась писать о роли этой необыкновенной женщины, с моей точки зрения, недостаточно отмеченной в рецензируемом журнале. В связи с ее отказом публиковать идиллическую статью о Николае II добавлю: Мария Самойловна была еще и хранительницей подчас забываемых нравственных традиций русской интеллигенции. http://www.utoronto.ca/tsq/08/parkhomovsky08.shtml


Комментариев нет: