Сохранились две каменные постройки Г.А. Пушкина, одна из которых (большой каменный амбар) сейчас используется как выставочная галерея.
Большой каменный амбар построен сыном поэта Г.А. Пушкиным для хранения льна.
В Михайловском Григорий Александрович живет до 1899 г., когда в связи со 100-летием со дня рождения А.С. Пушкина имение у него было выкуплено на народные пожертвования и поступило в государственную собственность.
В память о поэте в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 г. состоялось открытие первого пушкинского музея.
Перед домом-музеем расположен дерновый круг. Липы и вяз в центре круга посажены в 1899 году сыном поэта Г.А. Пушкиным.
В пушкинское время барометр был редкостью. Ему была исстари
замена -цветок под названием ванька-мокрый - сорт
бальзамина. Ежели ожидаетсяхорошая погода - вёдро, сочный
стебель ваньки сух, а ежели непогода - сваньки каплет
вода. Не было дома, на окошке которого не
стоял бы вгоршочке ванька-барометр. В
Михайловском, как и в других сельских усадьбах,
были цветочные часы. Они не требовали никакого ремонта, показывали же время очень точно.Известно, например, что летом цветы шиповника раскрываются в четыре часаутра, а закрываются в восемь вечера, мак раскрывается в пять утра, фиалкадвухцветная - в семь, вьюнок - в восемь часов и так далее. Такие "часы"росли в Михайловском повсюду.
Перед смертью Пушкин просил свою жену не забывать Михайловское:побывать там с детьми, пожить среди цветов и трав, похоронить его на этойземле. Наталья Николаевна выполнила свои обещания. Она приезжала сюдадважды: в 1841 и 1842 годах. Она приложила всё своё старание к тому, чтобына могиле поэта был воздвигнут памятник. Она привезла сюда детей Сашу,Машу, Гришу, Наташу и вместе с ними провела "ботаническую экспедицию" поМихайловскому и его округе. К сожалению, она приехала во второй половинеавгуста, в пору "цветов последних". Вместе с Натальей Николаевнойприезжали её сестра Александра Николаевна и её знакомые Густав и НатальяИвановна Фризенгофы. Наталья Ивановна была приёмной дочкой тётки, женыПушкина - Софьи Ивановны Загряжской. И вот Наталья Николаевна, дети и гости решили на память о поэтесобрать гербарий цветов и трав Святогорья. Они обошли поля, луга, паркиМихайловского, Тригорского и даже побывали в Острове, куда ездили в гостик своим знакомым Корсаковым. Они изготовили альбом и стали собиратьрастения. Их было уже немного. Утренние заморозки сделали своё дело."Экспедиция" работала три недели, с 15 августа по 7 сентября. Собранные образцы засушили и на отдельных листах альбома сделаликомпозиции. Командовала "ботаниками" Наталья Николаевна, она неплохорисовала и даже умела делать литографии. Композиции в гербарии получилисьдовольно красивые. Они напоминали гравюры. Под каждым засушенным растениемставилась дата сбора и имя того, кто его принёс, - Маша, Гриша, Ната, Таша(Наталия), Александра Гончарова, Анна Вульф, Густав. Все эти надписисделаны по-французски. Над растениями, кроме дат и цифрового обозначениясобирателя, указаны места сбора: Михайловское, Тригорское, Остров.Растений в гербарии немного. Эти дикорастущие растения можно сегодняувидеть в садах и парках Михайловского, Тригорского и Петровского, они известны всем. В гербарии есть и культурные сложноцветные растения.Гербарий сохранился до наших дней. Он был семейной реликвией. Потом он попал в Бродзяны - имениеГ.Фризенгофа, который в 1852 году женился на сестре Натальи НиколаевныПушкиной - Александре. Сегодня он находится в Литературном музее Пушкина в словацком селе Бродзяны, неподалёку от города Партизанска.
С 1836 года Михайловское стало принадлежать Пушкину, его брату Льву и сестре Ольге. Брат и сестра хотели продать принадлежавшие им части имения, но Александр Сергеевич слишком любил эти места и дал обязательство выплачивать им определенную сумму.
Именно к крыльцу тригорского дома 5 февраля 1837года, заблудившись на завьюженных псковских дорогах, подкатили усталые лошади с гробом Пушкина. Тургенев и жандармский офицер вошли в дом, чтобы узнать, как проехать к Святогорскому монастырю. На козлы сел кучер Осиповых, и через полчаса печальные дроги уже были у Анастасьевских ворот. Гроб едва втащили по обледеневшей каменной лестнице, ведущей к Успенскому собору, и установили внутри южного придела. Здесь, недалеко от своего брата Платона, умершего во младенчестве и захороненного подле алтаря, покойник пролежал ночь.
Утром 6 февраля крестьяне Михайловского и Тригорского взялись ломами долбить мерзлую землю. Мороз стоял лютый, и она не поддавалась. Только к вечеру удалось пробить некое подобие могилы, куда и опустили гроб. Его забросали снегом и воткнули деревянный крест с надписью «Пушкин».
Весной покойный был перезахоронен в более глубокой могиле, на которую перекочевал тот же деревянный крест. Памятник поэту поставили только в 1841 году, по настоянию жены. Деньги собирали по всей России. Эскиз изготовил художник А.Пермагоров: на гранитных плитах – белый мраморный обелиск со сквозной нишей, в которой скрыта скорбная урна с наброшенным на нее покрывалом – образ ранней смерти. Над ней – венок из лилий, символ гения. Памятник накрывает две могилы – сына и матери, так как похоронены они очень близко. Здесь же, под плитами, покоятся дед и бабка поэта – Осип и Мария Ганнибал. На этом кладбище упокоен и отец, С.Л. Пушкин, только неизвестно, где именно.
В 1899 году императорская казна выкупила у младшего сына поэта Григория Пушкина село Михайловское и передала в ведение псковского дворянства. В имении поселились престарелые литераторы, организовали нечто вроде музея. Они играли на пушкинском бильярде, пили чай из старинного михайловского самовара и оберегали свой покой.В феврале 1918 г. Михайловское было сожжено.
Пушкина в России неоднократно пытались «забыть», пересмотреть его значение. Он познал яд критиков еще при жизни, в 1829-1830 годах, когда вышли поэма «Полтава» и 7-я глава «Евгения Онегина». О поэте начали говорить неблагосклонно, намекая на то, что он «исписался». «Тридцатым годом кончился, или, лучше сказать внезапно оборвался период пушкинский, т.к. кончился и сам Пушкин, а вместе с ним и его влияние»- это слова В. Белинского. Еще дальше пошел Д. Писарев, стремившийся доказать "бессодержательность" и "несовременность" пушкинской поэзии. «Пушкинское спокойствие, самообладание художника было ошибочно принято за общественный индиферентизм, - писал, оценивая эти факты, известный исследователь «золотого века русской поэзии» Иван Розанов. - Пушкинская душевная ясность перестала быть модной, русскую поэзию захлестнули новые вкусы, которые определяли душевный надрыв, раздвоенность, поиск новых форм».
Возвращение к Пушкину началось только в 1880 году, когда в Москве открылся памятник поэту и Ф.Достоевский произнес свою знаменитую речь, подчеркнув, что «поэт осветил дорогу русской истории новым направляющим светом и пророчески указал ее дальнейшее развитие».
Комментариев нет:
Отправить комментарий