четверг, февраля 12, 2009

В Михайловском

В 1866 году в родовом имении поселился младший сын поэта Григорий Александрович.

Сохранились две каменные постройки Г.А. Пушкина, одна из которых (большой каменный амбар) сейчас используется как выставочная галерея.
Большой каменный амбар построен сыном поэта Г.А. Пушкиным для хранения льна.

В Михайловском Григорий Александрович живет до 1899 г., когда в связи со 100-летием со дня рождения А.С. Пушкина имение у него было выкуплено на народные пожертвования и поступило в государственную собственность.
В память о поэте в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 г. состоялось открытие первого пушкинского музея.
Перед домом-музеем расположен дерновый круг. Липы и вяз в центре круга посажены в 1899 году сыном поэта Г.А. Пушкиным.





В пушкинское время барометр был редкостью. Ему была исстари
замена -цветок под названием ванька-мокрый - сорт
бальзамина. Ежели ожидаетсяхорошая погода - вёдро, сочный
стебель ваньки сух, а ежели непогода - сваньки каплет
вода. Не было дома, на окошке которого не
стоял бы вгоршочке ванька-барометр. В
Михайловском, как и в других сельских усадьбах,
были цветочные часы. Они не требовали никакого ремонта, показывали же время очень точно.Известно, например, что летом цветы шиповника раскрываются в четыре часаутра, а закрываются в восемь вечера, мак раскрывается в пять утра, фиалкадвухцветная - в семь, вьюнок - в восемь часов и так далее. Такие "часы"росли в Михайловском повсюду.
Перед смертью Пушкин просил свою жену не забывать Михайловское:побывать там с детьми, пожить среди цветов и трав, похоронить его на этойземле. Наталья Николаевна выполнила свои обещания. Она приезжала сюдадважды: в 1841 и 1842 годах. Она приложила всё своё старание к тому, чтобына могиле поэта был воздвигнут памятник. Она привезла сюда детей Сашу,Машу, Гришу, Наташу и вместе с ними провела "ботаническую экспедицию" поМихайловскому и его округе. К сожалению, она приехала во второй половинеавгуста, в пору "цветов последних". Вместе с Натальей Николаевнойприезжали её сестра Александра Николаевна и её знакомые Густав и НатальяИвановна Фризенгофы. Наталья Ивановна была приёмной дочкой тётки, женыПушкина - Софьи Ивановны Загряжской. И вот Наталья Николаевна, дети и гости решили на память о поэтесобрать гербарий цветов и трав Святогорья. Они обошли поля, луга, паркиМихайловского, Тригорского и даже побывали в Острове, куда ездили в гостик своим знакомым Корсаковым. Они изготовили альбом и стали собиратьрастения. Их было уже немного. Утренние заморозки сделали своё дело."Экспедиция" работала три недели, с 15 августа по 7 сентября. Собранные образцы засушили и на отдельных листах альбома сделаликомпозиции. Командовала "ботаниками" Наталья Николаевна, она неплохорисовала и даже умела делать литографии. Композиции в гербарии получилисьдовольно красивые. Они напоминали гравюры. Под каждым засушенным растениемставилась дата сбора и имя того, кто его принёс, - Маша, Гриша, Ната, Таша(Наталия), Александра Гончарова, Анна Вульф, Густав. Все эти надписисделаны по-французски. Над растениями, кроме дат и цифрового обозначениясобирателя, указаны места сбора: Михайловское, Тригорское, Остров.Растений в гербарии немного. Эти дикорастущие растения можно сегодняувидеть в садах и парках Михайловского, Тригорского и Петровского, они известны всем. В гербарии есть и культурные сложноцветные растения.

Гербарий сохранился до наших дней. Он был семейной реликвией. Потом он попал в Бродзяны - имениеГ.Фризенгофа, который в 1852 году женился на сестре Натальи НиколаевныПушкиной - Александре. Сегодня он находится в Литературном музее Пушкина в словацком селе Бродзяны, неподалёку от города Партизанска.

В апреле 1836 года Пушкин последний раз прошел через Анастасьевские ворота, вслед за гробом матери, завещавшей похоронить себя у стен монастыря. Словно предчувствуя близкий конец, поэт купил место и для своей могилы.

С 1836 года Михайловское стало принадлежать Пушкину, его брату Льву и сестре Ольге. Брат и сестра хотели продать принадлежавшие им части имения, но Александр Сергеевич слишком любил эти места и дал обязательство выплачивать им определенную сумму.

Именно к крыльцу тригорского дома 5 февраля 1837года, заблудившись на завьюженных псковских дорогах, подкатили усталые лошади с гробом Пушкина. Тургенев и жандармский офицер вошли в дом, чтобы узнать, как проехать к Святогорскому монастырю. На козлы сел кучер Осиповых, и через полчаса печальные дроги уже были у Анастасьевских ворот. Гроб едва втащили по обледеневшей каменной лестнице, ведущей к Успенскому собору, и установили внутри южного придела. Здесь, недалеко от своего брата Платона, умершего во младенчестве и захороненного подле алтаря, покойник пролежал ночь.
Утром 6 февраля крестьяне Михайловского и Тригорского взялись ломами долбить мерзлую землю. Мороз стоял лютый, и она не поддавалась. Только к вечеру удалось пробить некое подобие могилы, куда и опустили гроб. Его забросали снегом и воткнули деревянный крест с надписью «Пушкин».
Весной покойный был перезахоронен в более глубокой могиле, на которую перекочевал тот же деревянный крест. Памятник поэту поставили только в 1841 году, по настоянию жены. Деньги собирали по всей России. Эскиз изготовил художник А.Пермагоров: на гранитных плитах – белый мраморный обелиск со сквозной нишей, в которой скрыта скорбная урна с наброшенным на нее покрывалом – образ ранней смерти. Над ней – венок из лилий, символ гения. Памятник накрывает две могилы – сына и матери, так как похоронены они очень близко. Здесь же, под плитами, покоятся дед и бабка поэта – Осип и Мария Ганнибал. На этом кладбище упокоен и отец, С.Л. Пушкин, только неизвестно, где именно.
В 1899 году императорская казна выкупила у младшего сына поэта Григория Пушкина село Михайловское и передала в ведение псковского дворянства. В имении поселились престарелые литераторы, организовали нечто вроде музея. Они играли на пушкинском бильярде, пили чай из старинного михайловского самовара и оберегали свой покой.

В феврале 1918 г. Михайловское было сожжено.

Пушкина в России неоднократно пытались «забыть», пересмотреть его значение. Он познал яд критиков еще при жизни, в 1829-1830 годах, когда вышли поэма «Полтава» и 7-я глава «Евгения Онегина». О поэте начали говорить неблагосклонно, намекая на то, что он «исписался». «Тридцатым годом кончился, или, лучше сказать внезапно оборвался период пушкинский, т.к. кончился и сам Пушкин, а вместе с ним и его влияние»- это слова В. Белинского. Еще дальше пошел Д. Писарев, стремившийся доказать "бессодержательность" и "несовременность" пушкинской поэзии. «Пушкинское спокойствие, самообладание художника было ошибочно принято за общественный индиферентизм, - писал, оценивая эти факты, известный исследователь «золотого века русской поэзии» Иван Розанов. - Пушкинская душевная ясность перестала быть модной, русскую поэзию захлестнули новые вкусы, которые определяли душевный надрыв, раздвоенность, поиск новых форм».
Возвращение к Пушкину началось только в 1880 году, когда в Москве открылся памятник поэту и Ф.Достоевский произнес свою знаменитую речь, подчеркнув, что «поэт осветил дорогу русской истории новым направляющим светом и пророчески указал ее дальнейшее развитие».

Комментариев нет: