воскресенье, декабря 19, 2010

Читаю книгу. Гастон Леру . Призрак оперы


Гастон Леру́ (фр. Gaston Leroux), полное имя Гастон Луи Альфред Леру (фр. Gaston Louis Alfred Leroux)
Подобно многим другим авторам детективов, Гастон Леру пришел в литературу, испробовав профессии юриста и репортера. Получив юридическое образование, он три года работал адвокатом, пока в 1893-м не начал вести судебную хронику в "Эко де Пари". Через год он перешел в газету "Матен" и вскоре стал известным журналистом (правда, ему ставили в вину склонность к мистификациям). В газете он опубликовал с продолжением свой первый роман "Искатель сокровищ из «Матена»" (1903, напечатан отдельной книгой под названием "Двойная жизнь Теофраста Лонге"). Неутомимый путешественник, Леру много раз бывал в России, писал о русско-японской войне, становится очевидцем осады Порт-Артура в русско-японской войне, о революции 1905 года.
В 1907 году удачливый репортер был вынужден расстаться с газетой. Через несколько месяцев он напечатал в "Иллюстрасъон" роман "Тайна Желтой комнаты", утвердившись в качестве автора детективов - и как вскоре выяснилось, весьма плодовитого.После феноменального успеха детектива «Тайна жёлтой комнаты», Гастон бросает журналистику ради реализации своего литературного таланта. Роман «Тайна жёлтой комнаты» предвосхищает дальнейшую традицию детективов об «убийстве в закрытой комнате». Впоследствии главный персонаж романа, Жозеф Рулетабий станет сквозным и будет действовать в последующих семи детективах Леру. В эти же годы автор пишет ряд произведений для театра.


Леру пытался, соперничать с А. Конан Дойлом, хотел создать чисто французского героя - антипода Шерлока Холмса. За образец он выбрал самого себя. Так появился юный журналист Жозеф Жозефен, по прозвищу Рультабий, новоявленный Эдип, побеждающий своего отца-преступника ("Тайна Желтой комнаты", 1907; "Духи дамы в черном", 1908). Он борется с русскими революционерами ("Рультабий у царя", 1913), его приглашают распутывать самые страшные тайны во многие европейские страны ("Черный замок", 1916; "Необычайная судьба Рультабия", 1916; "Рультабий у Крупна", 1920).
Писатель последовательно разрабатывал в романах центральную ситуацию детективной литературы - "убийство в запертой комнате". Но он работал и в ином ключе, соединяя полицейский и "черный" готический роман ("Привидение в опере", 1910; "Кровавая кукла", 1924; "Машина убийств", 1924), создавая пародию на него ("Заколдованное кресло", 1911, сатира на французскую академию). Впрочем, оттенок самоиронии чувствуется во многих книгах Леру, в том числе в приключенческих романах: "Таинственный король" (1910), "Солнечная супруга" (1914), "Капитан Хакс" (1920), "Убей - смерть" (1923), "Мрачные" (1925).
Другой популярный цикл, начатый писателем в 1914 году, - романы о беглом каторжнике Шери-Биби, волею жестокой судьбы осужденном за чужие преступления, ставшем затем главарем банды, знаменем анархистов, защитником обездоленных и в итоге, как водится, полицейским ("Плавучие клетки", "Шери-Биби и Сесили", "Фаталитас", "Палас и Шери-Биби", "Государственный переворот Шери-Биби").
Книги Леру вызвали к жизни многочисленные спектакли (восемь пьес написал сам автор, в том числе инсценировку "Желтой комнаты") и фильмы ("Тайна Желтой комнаты" экранизировалась дважды), некоторые романы превратились в комиксы.
...одно произведение принесло автору бессмертную славу – это, разумеется, «Призрак оперы», написанный Гастоном Леру в 1910 году.
Для этого романа характерно хитросплетение мотивов сказки о красавице и чудовище, реальные исследования Леру подвалов Парижской Оперы, где в недалёком прошлом размещались тюремные казематы и странного падения массивной люстры во время представления в 1896 году.
В романе Леру проявляет себя и как автор, и как репортёр, рассказывая о событиях с журналистской объективностью и беспристрастностью, что помогло создать ощущение абсолютной реальности. Произведение многократно было экранизировано и в различном виде поставлено на сцене, немало серьёзных научных исследований посвящены и самому роману, и особенностям его сюжета. А сама история о Призраке Оперы – Эрике – давно уже стала одной из первой в списке парижских легенд.
Выражение «пятая колонна», ставшее крылатым, принадлежит именно перу Леру, впервые оно упомянуто в его романе «Адская колонна».Гастон Леру - автор известного крылатого выражения "пятая колонна", впервые использованного для обозначения предателей в романе "Адская колонна".
Первый перевод романа на русский язык был выполнен в 1911 году и выпущен в типолитографии "Свет" в журнале, а затем в виде книги в типографии Суворина. (Отсюда)

Комментариев нет: