РОЛЬ БЕЛОРУССКИХ ЕВРЕЕВ В СТАНОВЛЕНИИ ИЗРАИЛЯ, РАЗВИТИИ ЕГО ЭКОНОМИКИ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ (1949-1989)
За первые 20 лет существования Израиля в страну прибыл 1 миллион 25 тысяч евреев, преимущественно из Восточной и Центральной Европы, Северной Африки и арабских стран Ближнего Востока. Поток репатриантов достиг максимума в 1948-51гг. (684 тысячи человек), 1955-57гг. (161 тысяча человек) и 1961-64 гг. (220 тысяч человек). Из общего числа репатриантов, прибывших в Израиль в период 1967-74 гг., окол^ 100 тысяч человек прибыло из СССР, в том числе и из Белорусской ССР.
Одним из самых драматических событий в первые годы существования Государства Израиль стала массовая алия, которую так и принято называть в израильской историографии (иногда ещё говорят "большая алия"). Это было весьма символическое событие для страны, созданной с целью собрать весь еврейский народ, призванной быть домом для всех евреев, где бы они ни жили.
Декларация Независимости провозгласила, что "Государство Израиль будет открыто для репатриации и объединения в нём рассеянных по всему свету евреев". В 1950 г. в Кнессете был единогласно принят Закон о возвращении, гарантирующий каждому еврею право совершить алию. Так была официально подтверждена цель, ради которой создавалось еврейское государство.
Как только окончилась Война за независимость, в Израиль хлынул поток репатриантов, превратившийся за короткое время в полноводную реку. В течение тридцати месяцев в страну прибыло более полумиллиона человек, - почти столько же, сколько за 65 лет борьбы сионистского движения за создание национального очага.
До конца 1951 г. еврейское население Израиля, которое составляло до начала Войны за независимость 650 тысяч человек, удвоилось. На каждого старожила теперь приходился один репатриант, только что ступивший на землю Израиля. За первые десять лет своего существования Израиль принял 850 тысяч эмигрантов.
Алию конца сороковых - начала пятидесятых годов можно по праву назвать "алией спасения". В ней было немало белорусских евреев, главным образом оставшихся в живых узников гетто на территории Беларуси и Польши.
В 1950-60-х гг. в Израиле было хорошо известно имя талантливого публициста и видного общественного деятеля Юлия (Иегуды) Борисовича Марголина (1900-1971). Его родина - Пинск. В 1925 г. Марголин окончил Берлинский университет и получил степень доктора философии.
В 1926-36-х гг. он жил в Польше и участвовал в сионистском движении. В 1936 г. Марголин переехал в Эрец-Исраэль, где занимался журналистикой.
В сентябре 1939 г., приехав в Польшу, он оказался на территории, куда вступили части Красной Армии. В 1940 г. Марголин был арестован органами НКВД и приговорён к 5 годам заключения.
После отбытия наказания он в 1946 г. вернулся в Эрец-Исраэль и стал активным борцом с коммунизмом. В 1950 г. на судебном процессе в Париже Марголин выступал со свидетельскими показаниями о советских концлагерях (ГУЛАГе). Через два года в Нью-Йорке вышла его книга "Путешествие в страну Зэ-Ка" - одно из первых свидетельств о преступлениях против человечности в системе ГУЛАГа.
Именно этот человек в 1950-х гг. основал Израильскую ассоциацию бывших узников советских концлагерей. В 1960-х гг. Марголин стал одним из руководителей Общества борьбы за освобождение евреев из СССР (Маоз). Он является автором ряда книг на русском языке и иврите. Израильтяне старшего возраста до сих пор вспоминают острые, полемичные статьи Юлия Марголина в русскоязычных изданиях "Вестник Израиля"и "Шалом". Он также публиковался в "Русской мысли"(Франция), "Новом журнале", "Новом русском слове"(США).
Период жизни в Израиле стал самым плодотворным в жизни Марголина. В Тель-Авиве вышли его книги: "Повесть тысячелетий. Сжатый очерк истории еврейского народа"(1959), "Парижский отчёт" (1970), "Диамат. Критика советской идеологии"(1971). Уже после смерти Марголина вышли книги "Несобранное" (1974), "Над мёртвым морем"(1980).
Трудно сложилась судьба пинчанина Габи Фишмана. Когда началась Великая Отечественная война, 13-летний мальчик учился в Пинском речном училище. В начале войны вместе с другими курсантами он был эвакуирован в Саратовскую область, где был рулевым на санитарном пароходе.
В августе 1944 г. Габи Фишман вернулся в Пинск, где узнал о трагической гибели родителей, трёх младших братьев и малолетней сестры, а также расстреле жены старшего брата с двумя детьми. Сам старший брат погиб на фронте в 1941 г.
Оставшись без родных, Габи ушёл в Польшу и стал юнгой на торговом судне. В Польше нарастал антисемитизм, и Фишман бежал в Швецию. Оттуда в 1949 г. он эмигрировал в Израиль. До 1968 г. Фишман работал в торговом флоте Израиля, побывав во многих странах мира. Затем он трудился крановщиком. Габи Фишман владеет шестью языками.
Писатель и публицист Симха-Буним Полякевич родился в Дрогичине в 1908 г. До Второй мировой войны жил в Варшаве.
В 1939-42 гг. Полякевич находился в гетто в Соколов-Подляском. Он был депортирован в Треблинку, но бежал. Затем по фальшивым документам Полякевич жил и работал в Варшаве, в Германии, в Париже.
В 1945 г. он репатриировался в Эрец-Исраэль и участвовал в Войне за независимость. После Второй мировой войны документальные рассказы Полякевича на идиш о жизни евреев в оккупированной Польше печатались в Израиле, Канаде и других странах. В 1948 г. в Буэнос-Айресе вышла его книга "День в Треблинке". В Тель-Авиве были опубликованы книги Полякевича "В тени Треблинки"(1957), "В чужой шкуре"(1961) и другие.
За книгу "Дни без света" ( Тель-Авив, 1963) он был удостоен литературной премии Всемирного еврейского конгресса (1964). Жизненный путь писателя завершился в Тель-Авиве в 1986 г.
В 1949 г. из США в Израиль переехал классик еврейской литературы на идиш, прозаик и драматург Давид Пинский (1872 -1959). Его родина - Могилёв. Известность в еврейском мире принесли Давиду Пинскому фельетоны, очерки, сатирические рассказы, а также рассказы, напечатанные в издаваемых им совместно с И.Перецем "Праздничных листках".
В 1899 г. он переехал в Нью-Йорк и стал литературным редактором газеты "Абендблат". Перу Пинского принадлежат пьесы "Айзик Шефтел", "Семья Цви", "Мать", "Янкель-кузнец", "Клад", "Габри и женщины", "Вечный жид", "Немой Мессия", романы "Разорванный человек", "Дом Нояха Эдона", работа "Еврейская драма".
В 1941-49 гг. он был соредактором журнала "Цукунфт". Давид Пинский являлся инициатором создания Всемирного еврейского культурного конгресса (осень 1948 ), первым президентом еврейского ПЕН-клуба.
После переезда в Израиль активно участвовал в различных изданиях на идиш, но всемерно поддерживал и иврит. В те годы Пинский создал на историческом материале драмы "Царь Саул", "Самсон и Далила", которые были опубликованы в израильском журнале "Золотая цепь". В его доме в Хайфе собирались молодые писатели на идиш.
В период 1948-53 гг. в Израиль переселилось 7 процентов евреев всего мира, так что к концу 1953 г. здесь проживало 13 процентов мирового еврейства. За первые четыре года существования государства его население удвоилось, а к концу 1956 г. - утроилось. В конце 1962 г. в Израиле проживало 2 миллиона 332 тысячи человек.
В числе этих репатриантов была и семья Ицхака и Беллы Розенбергов.
Ицхак Розенберг жил в местечке Погост-Загородский близ Пинска. А весь регион называли "Западная Беларусь". В результате операции НКВД по "раскулачиванию", которая была проведена 18 июня 1941 г., Ицхака вместе с дедом Авраамом, дядьями и братьями выслали в район города Барнаула на Алтае на лесоповал.
В 1942 г. вместо службы в польской армии генерала Андерса он получил повестку в Красную Армию. При подготовке к Берлинской операции Ицхак Розенберг был ранен.
Чтобы попасть в Палестину, Розенбергу надо было переправиться в Запорожье, затем - в родные места в Западной Беларуси, и, в конце концов, в Польшу. Только оттуда можно было с большими трудностями добираться до исторической родины - через Германию, Италию, Кипр.
Этот путь занял два с половиной года. На этом пути Ицхак встретил чудом спасшуюся узницу каунасского гетто - девушку по имени Белла.
Розенберги жили и трудились в одном из киббуцев на юге Израиля. Они учились пахать и сеять, ухаживать за урожаем. И лишь после этого предприняли попытку переехать в киббуц "Лохамей ха-гетаот"("Борцы гетто"). Испытательный срок супругов Розенберг, прошедших концлагеря, войну и гетто, был куда больше года. Это произошло в далеком 1950 г. Белорусский еврей Ицхак Розенберг и литовская еврейка Белла Розенберг строили новую жизнь на земле Израиля.
Местечко Городище Минской губернии подарило Израилю незаурядного писателя и публициста Элиезера Ерушалми. Он родился в 1903 г. и экстерном окончил среднюю школу. Способный юноша изучал гуманитарные науки в Харьковском, Ковенском и Кенигсбергском университетах, получил учёную степень доктора наук. Сначала Ерушалми писал на русском языке, а с 1927 г. - на идиш. Одновременно он печатался и на иврите. Будучи техническим секретарём в юденрате Шяуляйского гетто, он записывал рассказы узников гетто. В 1944 г. Ерушалми сумел бежать в лес к партизанам, а затем служил в Советской Армии. В 1945 г. он жил в Лодзи, где работал членом еврейской исторической комиссии. Затем Ерушалми переехал в Италию, где проводил работу среди еврейских беженцев. В Риме выходят его книги - о жизни и творчестве Х.Н.Бялика и краткая еврейская история на идиш.
В 1949 г. Ерушалми эмигрировал в Израиль и занялся научной и литературной деятельностью. В 1958 г. он опубликовал книгу "История Шяуляя", а через год -"Гибель евреев Литвы". В 1960 г. в Берлине вышла книга Ерушалми о детях гетто. За роман "От северных лесов до гор Кармель" он был удостоен премии Всемирного еврейского конгресса.
Родина талантливого ученого-лингвиста и этнографа Эммануила Олынвангера (1888-1961) - местечко Граево Щучинского уезда. Он изучал филологию в Берне, специализируясь на семитских языках и санскрите. В 1916 г. защитил докторскую диссертацию "Похоронные обычаи у евреев". Уже в студенческие годы Ольшвангер печатался в сионистских изданиях Швейцарии и Эрец-Исраэль.
В 1921 г. он посетил Южную Африку, а через два года опубликовал работу "Еврейский фольклор в Южной Африке"-исследование о языке южноафриканских евреев и о взаимовлиянии трёх языков - английского, африкане и идиш. В 40-е гг. XX века он путешествовал по Европе, Индии, Бирме, Сингапуру и Индонезии. Ольшвангер печатал статьи на лингвистические и другие темы.
В 1952 г. он эмигрировал в Израиль. Здесь Ольшвангер опубликовал несколько книг. Он получил известность в стране не только как учёный, но и как квалифицированный переводчик. Высокую оценку получили литературные переводы Ольшвангером произведений И.-В.Гёте, Данте, Д.Боккаччо, а также с санскрита. За перевод на иврит "Божественной комедии" Данте он удостоен премии имени Ш.Черниховского (1952).
В 1956 г. на постоянное место жительство в Израиль из Мексики переехал общественный и сионистский деятель Арье Дульцин. Он родился в 1913 г. в Минске. Когда мальчику было 15 лет, он вместе с родителями эмигрировал в Мексику. Там А.Дульцин окончил среднюю школу и университет. В 1938-42 и в 1951-56 -х гг. он занимал пост председателя сионистской организации Мексики, являясь в то же время президентом Керен ха-Иесод в Мексике.
В 1956 г. Дульцин был избран членом исполнительного комитета Еврейского Агентства от имени Общих сионистов. Он возглавил экономический отдел этой организации, а в 1966-68 гг. - отдел алии и абсорбции. На протяжении десяти лет (1968-78 гг. ) Дульцин был казначеем Еврейского Агентства и Всемирной сионистской организации.
С декабря 1969 по август 1970 г. он занимал пост министра без портфеля от блока Гахал в правительстве национального единства. С декабря 1972 г. Дульцин являлся президентом Всемирного союза общих сионистов. Он был председателем центрального комитета Либеральной партии Израиля, членом совета директоров Керен ха-Иесод и правления Банка Леумми ле-Исраэль. В 1973-74 гг. Дульцин исполнял обязанности председателя Еврейского Агентства и Всемирной сионистской организации, а в 1978 г. был избран на эти посты.
В 1957 г., когда ворота алии из СССР были ещё наглухо закрыты, минчанин Нехемия Маккаби (Мокобоцкий) сумел осуществить мечту своей жизни и приехать с семьёй в Израиль.
С юных лет он участвовал в сионистском движении в родном городе. В период большого террора в Советском Союзе Нехемия Маккаби был арестован по обвинению в сионистской деятельности и провёл годы в тюрьме, исправительно-трудовом лагере и ссылке на Дальнем Севере.
После репатриации в Израиль он стал одним из основателей Объединения олим из СССР и более 10 лет руководил в нём отделом культуры и информации. Увлечённая работа Н.Маккаби среди олим, его лекции на семинарах запомнились тысячам возвратившихся в Сион.
Нехемия Маккаби - член исполнительного комитета организации "Асирей Цион"и вёл в рядах этой организации активную борьбу за свободу алии из СССР и освобождение узников Сиона.
В 1991 г. в Израиле вышло второе издание книги Н.Маккаби "Проблеск во мгле". Оно стало возможным благодаря содействию фонда Президента Государства Израиль для поощрения учёных и писателей. В предисловии к этой книге известный деятель культуры Израиля, бывший минчанин Шломо Эвен-Шошан пишет: "...Оба мы, автор и я, уроженцы одного города - Минска. Оба мы в молодости, хотя и в разные времена, были членами национального движения "Ха-Шомер ха-Цаир", действовали в Минске подпольно... Зная Нехемия Маккаби, энергичного, деятельного на собраниях Общества выходцев из Минска, зная его увлечённую деятельность среди олим из Советского Союза, я спрашивал себя: что нового может он рассказать нам? Что может сказать такого, что не было сказано до него?
Прочел и нашёл... Он расстилает перед нами широкое полотно, на котором тропа его личной судьбы вплетается в фон общей многострадальной судьбы советского еврейства... Красной нитью через всё это проходит его сионистский идеал, мечта об Эрец-Исраэль, впитанная им с детства и сохранившаяся, несмотря на все попытки властей выкорчевать её...
С бьющимся сердцем следим мы за первыми шагами олим из СССР в стране. Это было на исходе 1957 года, за 12 лет до того, как алия "еврейства молчания" из мечты превратилась в реальную действительность.
Неудивительно, что Нехемия Маккаби, оле 60-х годов, включился со всей своей энергией в работу по абсорбции олим 70-х годов из СССР. Вершиной его деятельности явилась "его римская эпопея" - работа среди "детей прямиков" в Италии, попытка возвратить в страну сыновей тех, чьи родители направили стопы на новую чужбину" 5.
Яков Мирский начал военную службу двадцатилетним парнем, когда в 1940 был принял в Минскую авиашколу. В годы ВОВ в звании старшего сержанта воевал в составе знаменитой Панфиловской дивизии. В 1957 г. приехал в Израиль и работал в Министерстве связи.
В 1968 и 1969 гг. из Беларуси эмигрировало всего по 8 евреев, в 1970- 109, в 1971 - 598, в 1972 - 424, в 1973 - 225, в 1974 -271, в 1975 -249, в 1977 - 953, в 1979 - 2 712 и в 1980 -2 322 человека. 6
С 1981 г. из-за действий Советского правительства количество эмигрантов из Беларуси в Израиль было небольшим (1981 г. - 447, 1982-81, 1984 -18, 1985 - 11, 1986 -30 человек) 7.
С 1988 г. число эмигрировавших из Беларуси евреев быстро возрастает. В 1988 г. оно составило 2002 человека, а в 1989 -1121 человек 8.
В 1970-х гг. начинает возрождаться еврейское национальное самосознание. Движение за репатриацию белорусских евреев в Израиль возглавили бывшие военнослужащие Советской Армии -минчане полковник в отставке Ефим Аронович Давыдович (1924-1976), полковник в отставке Лев Петрович Овсищер и подполковник в отставке Наум Мордухович Альшанский (1917-1993). Они были лишены воинских званий и пенсий.
Ефим Давыдович родился в Минске, Наум Альшанский - в местечке Щедрин Паричского района Гомельской области, Лев Овсищер -в 1919 г. в местечке Богушевск Витебской области.
К началу 1970-х гг. все трое были в запасе. Эти годы в Советском Союзе стали апогеем борьбы с сионизмом, который считали опаснее фашизма и называли "оплотом мирового империализма". Периодическая печать тех лет пестрела карикатурами с изображениями "израильских агрессоров". А арабы, конечно, всегда показывались жертвами этих "агрессоров".
Только самые глупые люди не хотели понимать, что вся эта пропагандистская кампания - только продолжение политики государственного антисемитизма, которая уже давно проводилась в СССР. Евреев первыми увольняли с работы и последними брали на неё, негласно соблюдая "процентную норму". Были ведомства и должности, куда евреев и близко не допускали.
Сначала Овсищер, Давыдович и Альшанский протестовали против всей этой мерзости. Но, воспитанные на идеях марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, они постепенно с горечью убеждались, что всё это для партийных и советских органов не более, чем ширма. Страна, которую они защищали в боях с фашизмом, которой гордились в молодости, превращалась в огромный концлагерь.
И тогда они твёрдо решили: жить в стране, где попирается их человеческое и национальное достоинство, они не будут. Овсищер, Давыдович и Альшанский приняли единое решение: выехать на постоянное место жительства в Израиль.
Но осуществить это решение на практике было страшно, дьявольски трудно. Против "мятежных"офицеров использовались все средства. За уговорами посыпались угрозы, а за ними и "санкции". Власти не могли смириться с тем, что заявление о выезде в "гнездо мирового сионизма" подали недавние заслуженные офицеры, члены Компартии Советского Союза. И не просто подали заявления, а открыто говорили об антисемитизме, о неотъемлемом праве евреев жить на своей исторической родине, на земле своих предков.
Они ещё не были знакомы друг с другом, а уже в ЦК Компартии Беларуси, минском горкоме партии, Комитете госбезопасности, штабе Белорусского военного округа возник переполох: в Минске действует тайная сионистская организация 9.
За Альшанским, Давидовичем и Овсищером началась слежка. Их почта систематически просматривалась "органами", а в квартирах произвели обыски.
На бунтарей завели уголовное дело. В качестве обвиняемых оказались Ефим Давыдович и бывший фронтовик, театральный художник Гедали Кипнис. Однако на допросы вызывали и Овсищера с Альшанским. Состав "преступления" заключался в "деятельности, направленной на подрыв Советской власти путём распространения среди своего окружения в течение многих лет клеветнических измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй". "Дело № 97"через полгода закрыли.
За две недели до Дня Победы в 1976 г. после четвёртого инфаркта не выдержало сердце Ефима Давыдовича.
Газета "Советская Белоруссия" продолжала глумиться и над мёртвым. Этот мужественный, благородный человек, бессребреник, был изображён в одном из очередных пасквилей хапугой, "безвольным мещанином", попавшим под влияние "сионистских зазывал" и их "прихвостня Овсищера".
Альшанский в 1975 г. был вызван в КГБ БССР и ему было предложено покинуть страну вместе в семьёй в течение 24-х часов.
Наум Альшанский репатриировался в Израиль в 1980-х гг., а Лев Овсищер - в 1987 г.
Из этой "могучей тройки"в живых остался лишь один - Лев Овсищер. Теперь он - почётный полковник ВВС Израиля. Ему уже не нужна белорусская пенсия. Не нужна она и мёртвым - Ефиму Давидовичу и Науму Альшанскому. А вот живущей в Минске в бедности вдове Е.Давыдовича -Марии Карповне Давыдович - военная пенсия мужа ещё как нужна...
В 1988 г. в иерусалимском издательстве "Кахоль-Лаван"вышла книга Льва Овсищера "Возвращение". В предисловии к этой книге известный советский диссидент -правозащитник, будущий министр внутренних дел Израиля Натан Щаранский писал: "Пожалуй, логично, что советские власти не дали Льву Петровичу положенного ему звания Героя Советского Союза. Лев Петрович - герой нашей страны, нашего народа, нашей истории".
Лев Овсищер неоднократно избирался председателем Центрального совета Союза ветеранов Второй мировой войны.
В городе Петах-Тикве живут бывшие узники Минского гетто и отважные участники партизанского движения на территории Беларуси Ева Рубенчик, Абрам Рубенчик и Сима Фитерсон (Водзинская).
В городе Ришон ле-Цион поселилась белорусская еврейка Роза Рабинович (Желиховская) - бывшая партизанка отряда имени Громова, который сражался с гитлеровцами на белорусской земле.
Могилёв подарил Израилю оригинального живописца, художника кино и графика Иосефа Кузьковского (1902-1978). После учёбы в художественном институте (в 1927-29 гг.) он работал художником кино и кинорекламы. В 1941-45 гг. Кузьковский жил в Узбекистане, где писал картины на местные сюжеты ("Фархадстрой", "Чайханщик"и др.). В конце Второй мировой войны он сделал ряд эскизов о нацистском геноциде против евреев СССР ("Акция", "Расстрел"и другие). Большой популярностью пользовалась его композиция "В последний путь"- о трагедии Бабьего Яра. С конца 1945 г. художник жил в Риге, где создал линогравюры на еврейскую тему ("Хава нагила", "Мы будем жить!"). После Шестидневной войны Кузьковский создал пастель "Давид и Голиаф"и линогравюру "Транзистор".
В конце 1969 г. он репатриировался в Израиль. К сожалению, этот плодотворный год был последним годом жизни Кузьковского. Здесь, на своей исторической родине, он написал пастель "Симхат-Тора в Кфар-Хабаде", плакат "Отпусти народ мой!", сразу ставший популярным, и картину "В последний путь", которая постоянно экспонируется в здании Кнессета.
В 1971 г. Израиль принял сына борисовского еврея Алекса (Алтера) Файтельсона. Именно он организовал побег шестидесяти четырёх узников 9-го форта Каунасского лагеря смерти 25 декабря 1943 г.: "...Массовый побег из каземата с бетонными стенами двухметровой толщины, обнесённого бетонным забором высотой в шесть метров с колючей проволокой наверху и отборной охраной из офицеров гестапо и полицаев ..." В марте 1944 г. в составе группы из шести партизан Алекс Файтельсон был послан в Налибокскую пущу с целью получить оружие для литовских партизан. На белорусской земле он добровольно вступил Красную армию. Документальная книга А.Файтельсона, опубликованная на идиш, переведена на иврит, английский, немецкий и французский языки.
Всемирно известный кинодраматург, писатель и кинорежиссёр Эфраим Севела (Ефим Евелевич Драбкин) родился в 1928 г. в Бобруйске. Двадцатилетним юношей он окончил Белорусский государственный университет. В 1957 г. Севела дебютировал как сценарист кинофильма "Кому не поздно". В Советском Союзе он получил известность как автор сценариев художественных фильмов "Чертова дюжина", "Крепкий орешек", "Годен к нестроевой", "Океан". В фильме "Годен к нестроевой" Э.Севела был одновременно и сопостановщиком-режиссёром.
В 1970 г. он решил репатриироваться на историческую родину. И сразу начались гонения, травля, слежка со стороны органов КГБ .
Приведем текст документа, поданного председателем КГБ при Совете Министров СССР Ю.В.Андроповым в ЦК КПСС:
"Секретно
СССР КОМИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
18 марта 1971 г,
№ 707-А гор. Москва
ЦК КПСС
Киносценарист СЕВЕЛА (ДРАБКИН) Ефим Евелевич, 1928 года рождения, по национальности еврей, беспартийный, работает по договорам на киностудиях, женат, имеет ребёнка 10 лет, обратился в Отдел выдачи виз и разрешений Управления внутренних дел Мосгорисполкома с просьбой разрешить ему и его семье выехать на постоянное жительство в Израиль.
Известно, что некоторые из созданных по сценариям СЕВЕЛЫ фильмов ("Крепкий орешек", 1968 год, "Мосфильм"; "Годен к нестроевой", 1968 год, "Беларусьфильм"; "Нет неизвестных солдат", 1965 год, Киевская киностудия им. А. Довженко) подвергались критике за их низкий идейный и художественный уровень.
Среди кинематографистов СЕВЕЛА характеризуется отрицательно как националистически настроенный человек, в творческом отношении проявивший себя малоперспективным сценаристом, изобличавшимся в плагиате. В быту нечистоплотен.
Учитывая националистические убеждения СЕВЕЛЫ, его низкие моральные и профессиональные качества, считали бы целесообразным не препятствовать его выезду на постоянное жительство в Израиль.
Председатель Комитета Госбезопасности
АНДРОПОВ" 10.
Это один из редких случаев, когда ЦК КПСС решил разрешить вопрос о выезде Севелы в Израиль положительно.
Об этом свидетельствует текст следующего документа:
"Секретно
ЦК КПСС
на №11388
Отдел культуры ЦК КПСС считает, что Севела не может быть использован как сценарист в советском кино в силу его неверных идейно-политических взглядов, низких моральных и профессиональных качеств. Он исключён из членов Союза решением Секретариата Союза кинемаографистов СССР от 10 декабря 1970 года. Что касается выезда Севелы в Израиль, то, по мнению Отдела, этот вопрос может быть решен ОВИР МВД СССР в установленном порядке.
Зав. Отдел ом культуры
ЦК КПСС
(В.Шауро)
30 марта 1971 г."11.
Итак, Эфраим Севела в 1971 г. оказался на своей исторической родине. Его перу принадлежит ряд романов и повестей, в том числе "Легенды Инвалидной улицы"(1972), "Моня Цацкес - знаменосец"(1973), "Попугай, говорящий на идиш"(1980). В 1986 г. Севела дебютировал в качестве режиссёра фильма "Колыбельная", который был снят в СИТА.
Он прожил в Израиле 18 лет. Во время горбачевской перестройки Севелу потянуло в Москву. С 1989 г. он живет в России. За последние годы Эфраим Севела поставил такие кинофильмы, как "Попугай, говорящий на идиш", "Ноктюрн Шопена", "Благотворительный концерт".
В то же время Советское правительство препятствовало выезду тысяч евреев в Израиль.
В "Справке"под грифом "секретно", адресованной секретарю ЦК КПСС П.Н.Демичеву, председатель КГБ Ю.В.Андропов 17 мая 1971 г. писал:
"При осуществлении своих планов противник ориентируется на сохранившиеся еще сионистские кадры в Прибалтике, Молдавии, западных областях Украины и Белоруссии и многочисленные родственные связи сионистов, проживающих в СССР"12.
Теперь стало известно количество поступивших ходатайств от "лиц еврейской национальности"о выезде в Израиль. Все решала Москва -ЦК КПСС и КГБ при СМ СССР.
По состоянию на 1 января 1973 г. остаток нерассмотренных дел по Белорусской ССР составил 75 дел, а на 1 января 1974 года -21 дело13.
В январе 1973 г. поступило 51 ходатайство, в феврале -23, в марте -27. Итого за квартал по Беларуси поступило 101 ходатайство. На 1 апреля 1973 г. находилось еще на рассмотрении 46 ходатайств и отказано в 7 ходатайствах 14.
В январе 1974 г. по Беларуси поступило 17 ходатайство о выезде в Израиль, в феврале -30, в марте -21. Таким образом, всего за первый квартал 1974 года поступило 68 ходатайств, на 1 апреля находилось на рассмотрении 40 ходатайств 15.
Родина видного социолога и известного промышленника Джорджа Шнейваса Вайза - город Пинск. В 1930 г., в 24-летнем возрасте он окончил Колумбийский университет. В 1953-62 гг. Вайз являлся председателем Попечительского совета Еврейского университета в Иерусалиме. Он принимал активное участие в деятельности Объединенного еврейского призыва и других организаций.
В 1963-71 гг. Вайз был первым президентом Тель-Авивского университета, ас 1971 г. стал почётным председателем Попечительского совета Тель-Авивского университета. Его перу принадлежат социологические исследования, результаты которых были опубликованы в 1931 и 1951 гг. Наиболее известна работа Вайза о природе и характере диктаторских режимов в Латинской Америке.
Талантливый учёный-лингвист и фольклорист Иосиф Черняк родился в местечке Хотимск Климовичского уезда Могилёвской губернии в 1895 г. Он окончил аспирантуру при Институте еврейской культуры ВУАН. До 1928 г.Черняк жил в Хотимске, где занимался изучением языка еврейских рабочих.
С 1934 г. он работал инспектором школ в еврейских поселениях Крыма. Затем Черняк жил в Москве, Биробиджане и Ташкенте. Известность ему принесла статья "Язык народной песни в сравнении с устной речью", опубликованная в журнале "Ди идише шпрах"("Еврейская речь"). Черняк участвовал в издании лингвистических и фольклорных сборников, в том числе и в двухтомной книге "Фольклорные песни"(на идиш) (М., 1933-1936).
До сих пор не утратила своей ценности его работа "Шолом-Алейхем и народный язык", опубликованная в 1959-60-х гг. в Варшаве в сборнике "Идише шрифта".
С конца 1960-х гг. Иосиф Черняк жил в Израиле. Его перу принадлежит такая уникальная работа на идиш как "Атлас народного языка". К сожалению, его дальнейшая судьба, как и год его смерти, незвестны.
Местечко Калинковичи подарило Израилю самобытного еврейского поэта на идиш Зяму (Залмана, Зиновия Ильича) Телесина (1907-1996). В 1935 г. он закончил еврейское отделение литературного факультета Московского университета и был направлен в Минск редактором Государственного издательства. В этом городе вышли в свет два поэтических сборника Телесина - "На родной земле" (1939) и "Стихи и поэмы" (1941). Во время Великой Отечественной войны он пошёл добровольцем на фронт и закончил службу капитаном в конце 1945 г.
В послевоенные годы Телесин жил в Москве, где вышли в свет две книги его стихов - "В светлом мире" (1957) и "На мою ответственность"^ 968). В Москве были изданы его стихи в переводе на русский язык -"Глубокие корни"(1957) и "Близко к сердцу"(1965). Пять иллюстрированных детских книг поэта вышли в Детгизе.
Первые же публикации молодого Телесина показали, что в еврейскую литературу на идиш пришел самобытный поэт, отлично владеющий языком, звучавшим в родительском доме в Беларуси.
Несмотря на обыски, преследования и запугивания со стороны властей, связанные, главным образом, с правозащитной и диссидентской деятельностью сына, Зяма Телесин вместе с женой, поэтессой Рахилью Баумволь, нашёл в себе мужество репатриироваться в Израиль. Это произошло в 1971 г.
В Израиле вышло четыре поэтических сборника Зямы Телесина: "Плач памяти", "Путь птицы", "Комец алеф-о" (фраза, с которой начинается изучение еврейской азбуки) и "Свистящий орешек". Это свидетельствовало о новом творческом подъёме поэта. Сохранив присущие ему элементы народной поэзии, Телесин обогатил свой поэтический язык звучными рифмующимися сочетаниями славянизмов и гебраизмов. Галерея героев войны с нацистами пополнилась образами борцов Израиля, к пейзажам Полесья органически прибавились одухотворенные пейзажи Иерусалима, Изреельской долины, Негева. Некоторые израильские стихи Телесина положены на музыку и звучат на концертах и по радио.
В 1990 г. году Зяма Телесин стал лауреатом самой престижной в литературе на идиш премией имени И.Мангера. Он также был награжден премией Союза еврейских писателей и журналистов, премией "Кдошей Люблин"и др.
Родина раввина Менахем-Мендла Футерфаса (1907-1995) -местечко Плещеницы Борисовского уезда Минской губернии. В 1925-29 гг. он учился в любавичских иешивах в "Томхей Тмимим"в Харькове, Невеле и Витебске. В 1930-37 гг.Футерфас был духовным руководителем любавичских иешив в Днепропетровске и Одессе, в 1943-46 гг.- подпольной иешивы "Томхей Тмимим" в Самарканде.
В 1946 г. он стал одним из организаторов нелегального выезда евреев из СССР. В том же году его арестовали. Футерфас находился в заключении до конца 1950-х гг. В 1964 г. он выехал из СССР в Великобританию, где сразу стал одним из руководителей хасидской общины.
С 1972 г. Футерфас жил в Израиле, где был главным духовным наставников любавичских иешив страны.
Анатолий Рубин родился в традиционной еврейской семье в Минске в 1928 г., но образование получил исключительно светское. После войны он закончил Институт физической культуры в Минске и стал инструктором по спорту.
Рубин чувствовал усиление антисемитизма. Создание Государства Израиль усилило чувство отчуждённости. Рубин искал и нашёл старые книги на русском языке на еврейские и сионистские темы, и полученную информацию старался распространять среди еврейской молодёжи.
После ареста и следствия он был осуждён на шесть лет лишения свободы. После освобождения в 1965 г. Рубин вновь вернулся в Минск. Воспоминания Анатолия Рубина "Страницы пережитого" дают определённое представление о настроениях еврейской молодёжи Беларуси в конце 1960-х гг.: "...Они (речь идет о еврейской молодёжи - Э.И.) начали осознавать, что и у евреев есть своё государство, государство, которое одним своим существованием разбило многовековое представление о евреях, которые не хотят работать, не могут воевать, а способны лишь жить паразитами на теле других народов. Они слышали об огромных достижениях этого государства в экономике, культуре, науке и особенно об успехах его армии. Это очень ярко проявилось во время Шестидневной войны. Она послужила катализатором в пробуждении сознания еврейства. Люди привыкли слышать, что евреев бьют, над ними издеваются, что они трусы, не умеют воевать, и вдруг они услышали противоположное - евреи кого-то бьют, евреи над кем-то издеваются, евреи побеждают, да ещё как! И у них появилось, у некоторых подсознательно, чувство национальной гордости. Оказывается, и они народ как все народы. Они распрямили спину, подняли голову и обратили свои взоры к своей далёкой и в то же время ставшей столь близкой родине -Израилю...
Еврейская молодежь стала задумываться - кто же мы, евреи, такие? Что такое Израиль? Она начала жадно искать всякий материал, откуда можно было бы что-то узнать... Читали и переводили статьи и заметки из левой зарубежной прессы, что удавалось достать. Регулярно слушали радиопередачи из-за рубежа - "Би-Би-Си", "Голос Америки"и, конечно, "Кол Исраэль". Эти радиопередачи часто глушат и слушать их приходится рано утром или поздно ночью. Чтобы можно было слушать "Голос Израиля", приходилось переделывать радиоприемник, так как, начиная с 1960 г., в советских радиоприёмниках многих марок была пропущена волна, на которой вёл передачи "Кол Исраэль". Очень популярны стали среди еврейской молодежи еврейские песни и танцы. Если кто-либо доставал пластинку с еврейскими песнями, то её сразу же переписывали на магнитофонную ленту. Эта лента передавалась другим для переписки и в короткое время распространялась в сотнях экземпляров во многих городах. Еврейская молодежь разгуливала по городу с портативными магнитофонами, из которых громко звучали еврейские мелодии. Нужно знать Советский Союз, его атмосферу в недалёком прошлом, чтобы по-настоящему оценить это. Для большинства это было не просто увлечением - это стало смыслом их жизни. Целью нашей было донести до еврейской молодежи правду об Израиле. И противопоставить эту правду грязным потокам официальной " пропаганды. Мы стремились пробудить в ассимилированных евреях чувство национального достоинства, чувство национальной гордости и в конечном счёте подготовить их к возвращению на свою историческую родину -Израиль" 16.
В 1972 г. Анатолию Рубину с большим трудом удалось репатриироваться в Израиль.
Хотя еврейский поэт Хаим Мальтийский (1910-1973) родился в литовском городе Поневеже, большую часть своей сознательной жизни он прожил в Беларуси, в Минске.
Мальтийский был активным деятелем комсомола в Минске, а затем окончил Минский педагогический институт им. А.М.Горького. Его первые стихи на идиш вышли в белорусской еврейской газете "Дер юнгер арбетер". Инвалид Великой Отечественной войны, Мальтийский без ноги вернулся в Минск. Затем он жил в Ташкенте и Москве. С 1947 г. он жил в Биробиджане, где редактировал газету "Биробиджанер штерн"и журнал "Биробиджан".
В 1949 г. Мальтийский был репрессирован, а в 1956 г. вновь вернулся в Минск, где прожил 17 лет. Его перу принадлежат стихи и очерки в журнале "Советиш геймланд", пьесы для детей "На вышке"и "Есть форпост", поэтические сборники "Бодрым шагом", "Без тени", "Братишкам и сестрёнкам", "Годы, годы мои".
В 1973 г. Хаим Мальтийский эмигрировал в Израиль. Здесь, на своей исторической родине, талантливый поэт опубликовал на идиш книги "Свежие ветры"(1980), "Московский суд над биробиджанцами" (1981), "Человек с улицы"(1986).
В середине 1990-х гг. дочь Х.Мальтинского Эстер вместе с мужем Л.Рудерманом, бывшим минчанином, приезжали в Беларусь на несколько лет. Лев Рудерман работал рукововодителем агентства "Сохнут"в Беларуси, а Эстер Рудерман (Мальтийская) - учительницей в еврейских классах 132-й общеобразовательной школы г.Минска и руководителем хора учеников этой школы.
Буня Гинзбург-Харах в 1940 г. окончила Минский мединститут. В годы Великой Отечественной войны она командовала операционно-перевязочным взводом медсанбата 16-й гвардейской дивизии 11-й армии. Отмечена боевыми наградами. В 1947 г. Буня Гинзбург вышла замуж за доктора Хараха.
В 1975 г. семья приехала в Израиль. У Харахов - два сына и четыре внука. Сын Хаим - доктор физики, работает в Беэр-Шевском университете, другой сын, Гидон, - врач. Оба служили в Армии Обороны Израиля, участвовали в войне 1982 г.
Доктор Давид Харах родился в Слуцке в 1920 г. Учился в Минском мединституте, а заканчивал в 1942 г. уже Воронежский медицинский. Служил в той же дивизии, где и жена Буня, в должности врача медсанроты. Отмечен многими боевыми наградами. Старость супругов Харах в Израиле обеспеченная и, можно сказать, счастливая.
Одним из руководителей сионистского и еврейского рабочего движения в Палестине и во всём мире был уроженец местечка Мир Кореличского района Гродненской области Залман Шазар (Рубашов) (1889- 1974). Он учился в известных университетах Германии и Франции. В 1911 г. , в 22-летнем возрасте, Шазар впервые побывал в Палестине. После этого он стал активным пропагандистом создания независимого еврейского государства. Шазар был избран в руководящие органы сионистского движения, а после переезда в 1924 г. в Палестину - в руководство Гистадрута (Всеобщей Федерации трудящихся Израиля). Он являлся одним из редакторов газеты "Давар", депутатом первого Кнессета.
Залман Шазар был министром образования и культуры, членом правления Еврейского Агентства (Сохнута), начальником отдела образования и культуры Всемирной Сионистской организации. Он был талантливым писателем, журналистом и историком. 21 мая 1963 г. Залман Шазар был избран третьим президентом Государства Израиль и занимал этот пост до 1973 года - целых 10 лет из менее чем полувековой истории Израиля!
Видным израильским военачальником, одним из создателей Армии Обороны Израиля был Хаим Ласков. Он родился в Борисове в 1919 г. В 20-летнем возрасте Ласков вступил в Хагану, где вскоре стал заместителем командира особого отряда. В 1942-43 г.г. в составе Палестинского полка британской армии он участвовал в военных операциях в Киренаике и Египте. В начале 1945 г. Хаим Ласков в качестве командира 2-го батальона Еврейской бригады сражался с войсками вермахта на территории Италии. После победы над Германией он находился в Северной Италии, Бельгии и Нидерландах, где занимался закупкой военной амуниции и переправкой людей в Палестину.
После возвращения на родину Ласков был назначен начальником первой в стране офицерской школы, которая сыграла важную роль в подготовке квалифицированных командных кадров для Армии Обороны Израиля. Именно Хаим Ласков командовал первым танковым батальоном 7-й бригады, воины которой проявили невиданное мужество и героизм в Войне за независимость. Особенно прославился этот батальон в боях за Латрун. В битве за Назарет и освобождении Галилеи Ласков участвовал уже в качестве командира бригады.
В 1949 г. ему было присвоено звание генерал-майора и поручено возглавить отдел военной подготовки генерального штаба. В 1958-61гг. Хаим Ласков занимал ответственный пост начальника генерального штаба Армии Обороны Израиля. Его не стало в 1982 г. Сразу же после X.Ласкова в течение двух лет (1961-бЗгг.) начальником Генерального штаба Армии Обороны Израиля был также наш земляк -уроженец местечка Заславль Минской области (по другим данным - одноименного города Хмельницкой области на Украине) Цви Цур (Чертенко). Когда его родители в 1925 г. приехали в Палестину, маленькому Цви было только два года. 16-летним юношей он стал членом Хаганы. Во время Войны за независимость Цур был уже командиром батальона, а потом - полка. В 1949-50 гг. он занимал должность командира бригады, а затем - начальника штаба Южного округа Армии Обороны Израиля. После учёбы в Сиракузском университете (США) Цур назначается начальником отдела личного состава Генерального штаба, а в 1956 г. - заместителем начальника Генштаба. После трёхлетней учебы в Сорбонне ему доверили честь возглавить Генштаб страны. В 1964 г. Цур становится генеральным директором кампании "Мекорот". В течение семи лет (1967-74) он был помощником министра обороны Израиля. Цви Цур является депутатом Кнессета.
Почетное место в истории создания Государства Израиль занимает видный государственный и политический деятель этой страны Хаим-Мойше Шапира (1902-1970 ). Уроженец Гродно, он уже в 1920-х гг. стал одним из лидеров движения религиозного сионизма - сначала в Варшаве, а затем в Берлине. В 1925 г. Шапира приехал в Палестину и стал участником всех Всемирных сионистских конгрессов. Через десять лет его избирают членом Исполнительного комитета Всемирной сионистской организации. В 1938-48-х гг. Шапира возглавлял отдел репатриации Еврейского агентства. Именно этот человек руководил кампанией по спасению австрийских евреев и организации их переселения в Эрец-Исраэль. После образования Государства Израиль Х.-М.Шапира стал первым министром абсорбции и зравоохранения. В 1949-52 и 1959-70-х гг. он был министром внутренних дел страны. В 1952-58-х гг. Шапира занимал пост министра по религиозным делам, а в 1961-65-х гг. - министра абсорбции и здравоохранения. Авторитет этого политического деятеля проявился в том, что он сыграл важную роль в создании правительства национального единства накануне Шестидневной войны. О популярности Шапира свидетельствует тот факт, что начиная с 1948 года до своей смерти в 1970 г. - 22 года! - он избирался депутатом Кнессета. В 1956-70-х гг. Шапира был председателем Всемирного центра Мизрахи - Всемирного движения религиозного сионизма. Он был делегатом ряда Всемирных сионистских конгрессов.
В 1957 г. его жизнь подверглась опасности - в Кнессет бросили гранату, - и он по традиции ортодоксального иудаизма взял себе ещё одно имя - Хаим (жизнь). Неподкупность и гибкость Шапиры обеспечили ему такое уважение всех политических движений Израиля, какое редко оказывалось другим религиозным деятелям.
Уроженец Волковыска Зерах Варгафтиг, будучи одним из руководителей Всемирного еврейского конгресса, во многом содействовал созданию независимого еврейского государства в Палестине. В 1948 г. он стал членом Временного государственного Совета Государства Израиль, неоднократно избирался депутатом Кнессета от партии Га-Поэль га-Мизрахи (позднее -Национально-религиозной партии), а в 1960-х гг. занимал пост министра по делам религии.
Видный политический деятель Государства Израиль Моше Кол (Колодный) родился в городе Пинске в 1911г. С 1935 г. он был членом Исполкома Гистадрута, а в 1946-66 гг. - членом Исполкома Всемирной Сионисткой организации. В памятном мае 1948 г. Моше Кол в качестве члена Народного правления подписал Декларацию Независимости Израиля. В том же году он стал одним из основателей Прогрессивной партии Израиля, от которой был избран в Кнессет. В 1948-64 гг. Кол возглавил "Алият га-Нояр". В 1966-69 гг. он занимал пост министра туризма и развития, а в 1969-73 гг. - министра туризма. Жизненный путь Моше Кола закончился в 1989 г. в Иерусалиме.
Главой секретных служб Израиля в 1948-63 гг. был уроженец города Витебска Исер Харэль (Гальперин).
Он родился в семье промышленника в 1912 г. В 1928 г. Харэль окончил в Двинске гимназию с обучением на иврите. Затем прошёл курс подготовки к сельскохозяйственному труду на одной из халуцианских ферм в Латвии и в 1930 г. прибыл в Эрец-Исраэль. В 1930-35 гг. Харэль был членом киббуца в Нижней Галилее, а в 1935-44 гг. работал на дорожном строительстве и прокладке оросительных систем. Одновременно он являлся членом Хаганы и активным бойцом в отрядах самообороны, пресекавших нападения арабских экстремистов.
В конце 1944 г. Харэль был направлен в Службу информации (разведку) Хаганы. В начале 1948 г. он стал главой службы безопасности Тель-Авива и прилегающего округа.
В июне 1948 г. Исера Харэля назначили руководителем Шабака (Общей службы безопасности) уже независимого Государства Израиль. С сентября 1952 по март 1963 г. он был главой Моссада (Управления по делам разведки и специальным операциям). В эти же годы Харэль одновременно возглавлял Объединённый комитет руководителей всех израильских секретных служб и был советником главы правительства Д.Бен-Гуриона по вопросам безопасности и обороны. С сентября 1965 по июнь 1966 г. он был также советником по вопросам разведки и борьбы с террором главы правительства Леви Эшкола.
Лишь немногие операции, которыми руководил Харэль, теперь преданы огласке. Среди них - подпольная (в 1956-60 гг.) и неофициальная (1961-64 гг.) репатриация в Израиль свыше 100 тысяч евреев из Марокко; спасение летом 1961 г. нескольких сотен евреев города Бизерты в Тунисе, ~ они были тайно вывезены морем накануне погрома; выявление участия бывших нацистских инженеров и учёных в реализации планов Г.А.Насера по созданию в Египте ракетного и неконвенциального оружия. С Исэром Харэлем связана поимка в Аргентине и и тайная доставка в Израиль Адольфа Эйхмана. В этой операции он участвовал лично.
Заслуга Харэля состоит в формировании секретных служб молодого Государства Израиль - одного из высокоэффективных инструментов его безопасности. Возглавляемая им израильская разведка отличалась от подобных структур других стран тем, что её задачей стало выявление и обличение инициаторов и организаторов антисемитских кампаний и акций в странах рассеяния и оказания помощи еврейским общинам тех стран, где возникала реальная угроза национальным, гражданским, а тем более человеческим правам их членов. Репутация, которую приобрел Моссад в то время, когда им руководил Харэль, основывалась на успешном проведении ряда трудных и опасных операций (некоторые из них мы назвали) 17.
После ухода в отставку Исэр Харэль залялся литературной деятельностью. Сотням тысяч читателей Израиля полюбились его книги "Правда об убийстве Кастнера"(1985), "Советский шпионаж: коммунизм в Эрец-Исраэль"(1987), "Безопасность и демократия"(1989), "Дом на улице Гарибальди" (о поимке А.Эйхмана) (1990).
Свой вклад в процесс образования и становление Государства Израиль внёс и уроженец местечка Вишнево (теперь Воложинского района Минской области) Шимон Перес (Перский).
Когда он поселился в Палестине в 1934 г., ему было только 11 лет. Через 9 лет Шимон Перес становится лидером молодёжной сионистской организации "Ноар хаовед", а в 1946 г. избирается делегатом на 22-й Сионистский конгресс в Базеле. В 1948 г. Шимон Перес назначается помощником генерального директора министерства обороны Израиля Леви Эшкола. Он отвечал за военно-морские силы. Тогда ему было только 25.
В 1949-57 гг. Шимон Перес стал руководителем представительства министерства обороны в США. Именно Давид Бен-Гурион "открыл" 26-летнего Переса и послал его в США во главе делегации по закупке оружия, так необходимого тогда Армии Обороны Израиля.
На протяжении многих лет Шимон Перес занимал самые ответственные посты в Государстве Израиль, в том числе дважды был премьер-министром. В 1994 г. вместе с Ицхаком Рабином и Ясиром Арафатом ему была присуждена Нобелевская премия мира.
В историю Государства Израиль навсегда записано имя видного политического и государственного деятеля страны Кадиша Луза (Лозинского). Он родился в Бобруйске в 1895 г. В 1917 г., в 22-летнем возрасте Кадиш Лозинский стал одним из создателей Всероссийского союза воинов-евреев, активно участвовал в движении "Гехалуц". Через три года он приехал в Эрец-Исраэль и работал на осушении болот и прокладке дорог. С 1935 г. Кадиш Луз был членом ЦК партии Мапай и Исполкома Гистадрута. В этом качестве он многое сделал для создания независимого еврейского государства в Палестине и укрепления его экономической мощи. 12 лет Луз представлял партию Мапай в Кнессете страны.
В 1955-59 гг. он являлся министром сельского хозяйства Государства Израиль, а затем в течение десяти лет (1959-69) был председателем Кнессета. Кадиш Луз пользовался уважением со стороны всех фракций и содействовал укреплению престижа парламента Різрайля. Об авторитете этого человека свидетельствует также избрание его почётным доктором философии Еврейского университета в Иерусалиме. Кадиша Луза не стало в 1972 г.
В Израиле хорошо известно и имя младшего брата Кадиша -общественного деятеля Шабтая Лозинского, тоже уроженца Бобруйска (1896-1947). Немалую роль в экономическом развитии Эрец-Исраэль сыграли компании "Эвен-Вэсид"при Гистадруте и "Машбир". Шабтай Лозинский был одним из директоров первой компании и возглавлял вторую. После разгрома германского фашизма он получил ответственное задание Сохнута - организовать в Италии лагеря для евреев-беженцев, переживших Катастрофу. Шабтай Лозинский не дожил до памятного дня 14 мая 1948 г. В 1947 г. он трагически погиб в автокатастрофе.
Когда уроженец Пинска Йосеф Эфрати (Грайбер) в 1914 г. приехал в Эрец-Исраэль, ему было только 17 лет. Он включился в общественную и политическую жизнь в качестве активиста молодежного движения, члена партии Мапай. Вскоре Эфрати избирают членом секретариата Всеизраильского объединения киббуцев. В течение 16 лет (1949-65) он избирался депутатом Кнессета. В 1951 г. Эфрати был назначен заместителем министра сельского хозяйства Израиля. Его жизненный путь окончился в 1975 г.
Местечко Крайск (теперь д.Крайск Логойского района Минской области) - родина популярного политического деятеля Государства Израиль Зеева Цура (Штейна, 1911-1994). После учёбы в Технологическом институте в Вильно он в 1931 г. 20-летним юношей приехал в Палестину, где занимал различные руководящие должности в сионистском социалистическом движении. В 1955-59 гг. Цур был заместителем министра сельского хозяйства Израиля. С 1968 г. он являлся членом ЦК партии Авода. Зеев Цур дважды (в 1955-59 и 1965-69 гг.) избирался депутатом Кнессета.
Многие уроженцы Беларуси стали видными израильскими дипломатами.
Местечко Снов Новогрудского уезда Минской губернии - родина талантливого государственного деятеля и дипломата Израиля Элияху Элата (1903-1990). Приехав в Палестину в 1925 году, он в 1934-45 гг. возглавлял Ближневосточный отдел политического департамента Еврейского агентства в Иерусалиме. В самый ответственный период (1945-48 гг.) Элат был директором политического департамента этого агентства в Вашингтоне. Именно он стал первым послом Государства Израиль в США в 1948-50 гг. Девять лет - с 1950 по 1959 г. Элат работал послом в Великобритании. С 1960 г. он был президентом Израильского восточного общества, а в 1962-68 гг. - президентом Еврейского университета. Элияху Элат - автор многих книг и статей по разным проблемам международных отношений, политологии и социологии.
В 1948 г. советником израильской делегации в ООН стал Иосеф Ткоа. Начиная с 1949 г., он более четверти века был одним из наиболее известных дипломатов Государства Израиль. В качестве главы израильской делегации Ткоа участвовал в 1948-50 гг. в переговорах о перемирии с делегациями Сирии, Ливана, �Иордании и Египта. В 1967-75 гг. он был постоянным представителем �Израиля в ООН. В начале 1960 гг. Ткоа являлся послом Израиля в Бразилии, а в 1962-65 гг. - послом Израиля в Советском Союзе.
Видный израильский дипломат Иосеф Ткоа (Тукочинский, 1935-1991) родился в городе Ляховичи Брестской области. В середине 1930 гг. вместе с семьёй эмигрировал в Китай. В Шанхае Ткоа окончил юридический факультет Французского университета, а затем получил образование в области международного права в США в Гарвардско.м университете. В 1949 г. он из США репатриировался в Израиль.
После ухода в отставку с государственной службы Иосеф Ткоа в 1975-81 гг. был президентом, а затем почётным президентом университета им. Д.Бен-Гуриона в Беер-Шеве.
Многим известно, что видный политический деятель Израиля Голда Меир (Мабович) родилась в Киеве в 1898 г. Но мало кому известно, что почти семь лет своего детства она провела в старинном Пинске у дедушки и бабушки. Именно из Пинска и эмигрировала семья Голды в США в 1906г. В качестве члена Исполнительного совета Гистадрута, главы его политического отдела, а затем главы политического отделения правления Еврейского Агентства (1946-48) Голда Меир внесла значительный вклад в процесс образования Государства Израиль. Когда в июне 1946 г. британские власти арестовали лидеров ишува, она стала главным представителем ишува в переговорах с британской администрацией. Именно Голда Меир в январе 1948 г. была послана в США, чтобы заручиться поддержкой американского еврейства в борьбе ишува за независимость и против арабской агрессии. Именно ей в мае 1948 г. было доверено вести секретные переговоры с королём Трансиордании Абдалой.
Голда Меир была первым послом Государства Израиль в СССР (1948-49 гг.), министром труда, министром иностранных дел, а в 1969-74 гг. -премьер-министром страны. С 1972 г. она являлась вице-президентом Социнтерна, а в 1976 г. была избрана почётным президентом Социалистического Интернационала. Это свидетельствовало о международном авторитете и международном признании деятельности Голды Меир. Она умерла в 1978 г. и похоронена на горе Герцль в Иерусалиме. После Олимпиады 1980 г. Советское правительство ужесточило свою политику в отношении выезда советских евреев в Израиль.
Перед нами секретный рапорт Министерства внутренних дел СССР в ЦК КПСС от 10 февраля 1981 г. под названием "О выезде советских граждан еврейской национальности на постоянное жительство в Израиль", подписанный министром внутренних дел СССР Н.Щелоковым:
"Докладываем, что в 1980 году в органы внутренних дел поступило 16 862 ходатайства о выезде на постоянное жительство в Израиль или на 64,7% меньше, чем в 1979 году. Наибольшее количество ходатайств поступило от лиц, проживающих в Белорусской ССР -2 421 (14,4% от общего числа поступивших ходатайств)... Выехало 25 840 чел. вместе с детьми до 16 лет, что на 44,5% меньше, чем в 1979 году.
Наибольшее число этих лиц выехало: ...из Украинской ССР - 7 409 (28,7% от общего числа выехавших), ...Белорусской ССР - 3 902 (15,1%)...
В числе выехавших 1194 бывших членов КПСС и 1714 бывших членов ВЛКСМ. Больше всего бывших членов КПСС и ВЛКСМ выехало из Украинской ССР -374 и 609, Белорусской ССР - 163 и 359..,"18.
В подобной справке от 11 августа 1982 года сообщается:
"Докладываем, что в первом полугодии 1982 года в органы внутренних дел поступило 3 328 ходатайств от лиц еврейской национальности о выезде на постоянное жительство в Израиль, что в 1,4 раза меньше, чем за тот же период 1981 года. Так, количество ходатайств от лиц, проживающих в Молдавской ССР, уменьшилось с 484 до 151 или в 3,2 раза, Белорусской ССР - с 517 до 166 или в 3,1 раза...
При рассмотрении ходатайств в первом полугодии текущего года отказано в в выдаче разрешений на выезд в Израиль 2 651 Чел., или 65,8% (за все годы -16 984 чел.), из них:...в Белорусской ССР -108..."19.
Родина талантливого живописца, графика и монументалиста Хаима (Ефима Исааковича) Капчица - Слуцк. Его жизненный путь начался в 1937 г. В 1963 г. Капчиц окончил Высшее художественно-промышленное училище имени В.А.Мухиной. Еврейская тема появляется в его творчестве в 1960 г. после серии графических листов "Еврейская азбука".
В 1981 г. Капчицу удалось эмигрировать в Израиль. С 1982 по 1986 г. он работал преподавателем курса монументального искусства и графики в колледже ОРТ-Невиим в Иерусалиме, витража и мозаики в Центре искусства этого колледжа.
С 1987 г. Капчиц стремится в цвете и пластике раскрыть сущность еврейского мировоззрения, глубоко интересуется еврейской историей. Он со создал работы по мотивам ТАНАХа, предлагает собственное видение образа могущественного еврейского царя Давида ("Царь Давид"), создал живописную серию "Пророки".
Хаим Капчиц - автор монументальных росписей и витражей в израильских синагогах в Иерусалиме, Хедере и других городах, мозаики в парке Израиля, на международной выставке "Экспо-90" в Японии (за эту работу ему присуждена золотая медаль) и других поистине уникальных работ. Художник занимается реставрацией старинных монументальных произведений. Капчиц - участник многих израильских и зарубежных выставок (в США, Японии, Франции и других странах).
Видный общественный деятель Григорий Маркович Маневич родился в Гомеле в 1907 г. По образованию он инженер-нефтяник. В 1941-45 гг. Маневич сражался на фронтах Второй мировой войны. Более 20 лет - с 1946 по 1967 г. работал инженером и начальником отдела в Министерстве нефтяной промышленности СССР. С 1960-х гг. Маневич становится активистом Московской еврейской религиозной общины, а с начала 1970-х гг. - публицистом в еврейском самиздате.
Его перу принадлежит 150 работ. Наибольшую известность Григорию Маневичу принесли книги "Избранные речи"(Иерусалим,1976) и "Священное Писание и ближневосточный конфликт"(Иерусалим,1984).
Он эмигрировал в Израиль в 1987 г. Жизненный путь Маневича завершился в городе Ашкелоне в 1995 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий